ЧУВСТВО ВИНЫ


ЧУВСТВО ВИНЫ
– аффективное состояние, характеризующееся проявлением страха, угрызений совести и самоупреков, ощущением собственного ничтожества, страдания и потребности в раскаянии.

   Представления о чувстве вины содержались в различных работах З. Фрейда. Так, в книге «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913) он соотнес возникновение чувства вины с совершенным на заре становления человечества «великим преступлением» – убийством сыновьями отца первобытной орды. В работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916) З. Фрейд не только установил тесную связь между эдиповым комплексом и чувством вины, но и выдвинул положение, согласно которому чувство вины современного человека возникает до проступка и «не оно является его причиной, а, напротив, проступок совершается вследствие чувства вины». Словом, основатель психоанализа исходил из того, что чувство вины, как правило, не осознается, оно возникает из эдипова комплеса и является реакцией на два великих преступных намерения: убить отца и вступить в сексуальные отношения с матерью.

   С введением в психоанализ структурной точки зрения на понимание функционирования психического аппарата, с рассмотрением специфики такой его инстанции, как Сверх-Я, оказалось возможным глубже осмыслить чувство вины. В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд исходил из того, что чем сильнее эдипов комплекс, тем строже сформированное в психике ребенка Сверх-Я будет позднее царить над Я в качестве бессознательного чувства вины. В процессе аналитической терапии с этим чувством связано одно странное, на первый взгляд, явление, когда успехи лечения ведут к ухудшению состояния пациента. Речь идет о негативной терапевтической реакции, об усилении страдания пациента как раз в тот момент, когда при лечении достигаются определенные успехи. Рассматривая данный феномен, основатель психоанализа пришел к убеждению, что корень негативной терапевтической реакции следует искать в «моральном факторе», «в чувстве вины, которое находит свое удовлетворение в болезни и не хочет отрешиться от наказания в виде страданий».

   Обычно пациент ничего не знает о своем чувстве вины. Оно молчит и не говорит ему, что он виновен. Вместо этого пациент чувствует себя не виновным, а больным. Его чувство вины проявляется только в виде сопротивления собственному излечению. Борьба с сопротивлением оказывается не простой задачей аналитической терапии. В процессе медленного раскрытия перед пациентом вытесненных обоснований происходит постепенное превращение бессознательного чувства вины в сознательное чувство виновности.

   З. Фрейд считал, что при неврозе принуждения и меланхолии чувство вины достигает исключительной силы. Оно является действенным и при истерии. Остается ли чувство вины бессознательным, это зависит от силы Я, хотя именно Сверх-Я проявляет себя как чувство вины.

   С точки зрения основателя психоанализа, выраженной им в работе «Недовольство культурой» (1930), чувство вины является роковым для человека. Причем не имеет значения, произошло ли отцеубийство в действительности или от него отказались. «Чувство вины обнаруживается в обоих случаях, ибо оно есть выражение амбивалентного конфликта, вечной борьбы между Эросом и инстинктом разрушительности или смерти». Из этого конфликта произрастает чувство вины, достигающее подчас таких высот, что делается невыносимым для отдельного человека. Как показал психоанализ, чувство вины вызывают не только совершенные акты насилия, но и замышляемые. Отсюда – бегство человека в болезнь, возникающее в силу развития страха совести перед Сверх-Я и мучительных переживаний, связанных с бессознательным чувством вины и потребностью в наказании. Как заметил З. Фрейд в работе «Экономическая проблема мазохизма» (1924), удовлетворение бессознательного чувства вины есть, наверное, «самая сильная позиция того выигрыша (составного, как правило), который человек получает от своей болезни, – суммы сил, которые восстают против выздоровления и не желают отказываться от болезни».

   Говоря о бессознательном чувстве вины, основатель психоанализа соглашался с некорректностью его наименования с психологической точки зрения. Возможно, более корректным было бы называть это чувство «потребностью в наказании». Тогда более понятным становится потребность ребенка в наказании от рук родителей, имеющиеся у него фантазии о желании быть избитым отцом. Понятным становится и содержание морального мазохизма, когда, с одной стороны, индивид хочет сохранить свою нравственность, а с другой стороны, у него появляется искушение совершить «греховные» поступки, которые затем должны искупаться упреками садистской совести. И хотя сами пациенты нелегко соглашаются с аналитиком в том, что касается бессознательного чувства вины, тем не менее оно остается действенным в них и требует своего рассмотрения при аналитической работе.

   Представления З. Фрейда о чувстве вины получили дальнейшее развитие в исследованиях ряда психоаналитиков. Так, К. Хорни (1885–1952) обратилась к рассмотрению невротического чувства вины, играющего важную роль в картине неврозов. В работе «Невротическая личность нашего времени» (1937) она обратила внимание на неустойчивое различие между латентным чувством вины, готовым проявиться по любому поводу, и явным бессознательным чувством вины, имеющим место в состоянии депрессии. Последние принимают форму самообвинений, часто являющихся фантастическими и преувеличенными. Вместе с тем, как полагала К. Хорни, «многое из того, что кажется чувством вины, является выражением тревожности, либо зажиты от нее». Частично это справедливо и для нормального человека. Однако в отличие от него невротик чаще склонен прикрывать свою тревожность чувством вины.

   К. Хорни считала, что чувство вины является не причиной, а следствием страха неодобрения, осуждения. Этот страх побуждает пациента вести себя так, как будто он преступник, стоящий перед судьей, и подобно преступнику он стремится все отрицать и скрывать. Кроме того, чувство вины и сопровождающие его самообвинения являются защитой от страха неодобрения, формы проявления которой могут быть самыми различными, вплоть до того, что пациент может бросать в лицо аналитика гневные обвинения в тот момент, когда опасается обнаружения какой-то тайны или когда заранее знает, что совершенное им не вызовет одобрения. Из-за страха, обступающего пациента со всех сторон, он может постоянно метаться между самообвинениями и обвинениями. Но невротические самообвинения обходят стороной действительно слабые места пациента. Как заметила К. Хорни в работе «Новые пути в психоанализе» (1939), сама функция самообвинений заключается в том, чтобы «помешать невротику взглянуть в лицо каким-либо реальным недостаткам».

   Одна из терапевтических целей психоанализа состоит в понижении уровня притязаний Сверх-Я и раскрытии функций чувства вины, состоящих в проявлении страха неодобрения, защиты от него и защиты от обвинений. Необходимо сперва показать невротику, что он требует от себя невозможного, а затем помочь ему осознать существо его, самообвинений, обвинений и достижений.


   
* * *
см. Вина.


Когда два человека ссорятся – всегда оба виноваты. И своя вина делается вдруг страшно тяжела перед человеком, которого уже нет больше (Л. Толстой, Война и мир).



По рябому круглому лицу девки ползала не то виноватая, не то стыдливая улыбка (С. Сергеев-Ценский, Сад).


Ср. ситуацию в конце рассказа Дж. Голсуорси «Цвет яблони», когда Эшер тяжело переживает свою виновность в смерти Миген.


В чем молодой похвалится, в том старый покается (пословица).


Ср. раскаяние, покаяние.


Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Смотреть что такое "ЧУВСТВО ВИНЫ" в других словарях:

  • чувство вины — одно из чувств психических, могущее быть понятым как разногласие между Я и Сверх Я. Согласно З. Фрейду, большая часть чувства вины нормально бывает бессознательной и являет собой топологическую разновидность страха, коя в более поздней стадии… …   Большая психологическая энциклопедия

  • чувство вины — сущ., кол во синонимов: 2 • муки совести (6) • угрызения совести (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Чувство вины — Вина в общем смысле субъективная либо общественная характеристика, определяющая наличие ответственности за совершенные деяния. В зависимости от моральных установок определенных социальных групп или индивидов при одинаковых условиях вина может… …   Википедия

  • чувство вины: предсуществование — согласно З. Фрейду особое чувство вины, имеющее источником комплекс Эдипа, кое существует до проступка или преступления и, в целях самореализации, заставляет человека искать наказание. То есть не чувство это возникло из проступка, но наоборот,… …   Большая психологическая энциклопедия

  • чувство вины бессознательное — согласно З. Фрейду неосознаваемое переживание некой виновности, играющее в большинстве неврозов решающую роль и создающее сильнейшее препятствие к выздоровлению. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • чувство вины моральное — согласно З. Фрейду состояние, возникающее в результате напряжения между Я и Сверх Я. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998 …   Большая психологическая энциклопедия

  • Оставшегося в живых чувство вины — – глубокое чувство вины у тех, кто пережил катастрофу, унесшую жизни других и/или близких людей, сопровождающееся иными симптомами посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Чувство вины может возникать, полагают, по следующим причинам …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОСТАВШЕГОСЯ В ЖИВЫХ, ЧУВСТВО ВИНЫ — Глубокое чувство вины, часто испытываемое теми, кто пережил некоторую катастрофу, отнявшую жизни многих других. Впервые это было отмечено и впоследствии изучалось у тех, кто пережил Холокост во время второй мировой войны, впоследствии это… …   Толковый словарь по психологии

  • Вина (чувство вины) —  – эмоциональное состояние, при котором человек осознает, что он совершил что л. отрицательное и переживает это, сожалея, упрекая себя в поступке. Может сочетаться со стыдом, страхом быть наказанным за содеянное, чувством бессилия исправить… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Чувство утраты — Термин описывает состояние, переживаемое человеком после смерти близкого друга или родственника. Смерть супруга (мужа или жены) обычно считается наиболее серьезной угрозой здоровью и благополучию выжившего человека. Стспень стресса, возникающего… …   Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Чувство вины, Снегирев Александр. Цитата `Можно разрушить города - они заново отстроятся, убить людей - они появятся вновь. Потому что до первопричины нельзя добраться. Первопричина содержится в каждом облачке воздуха, в… Подробнее  Купить за 374 грн (только Украина)
  • Чувство вины, Снегирев Александр. Семь историй от Александра Снегирева - свободное обращение с запретными темами. Ханжам не рекомендуется. Остальные найдут здесь динамизм сюжета, мысль и задор. В противоречивом герое… Подробнее  Купить за 281 руб
  • Чувство вины, Александр Снегирев. Цитата `Можно разрушить города - они заново отстроятся, убить людей - они появятся вновь. Потому что до первопричины нельзя добраться. Первопричина содержится в каждом облачке воздуха, в… Подробнее  Купить за 210 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «ЧУВСТВО ВИНЫ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.